Руководство компании Goodyear Tire & Rubber Co по вождению и экс
 

Вождение по бездорожью обуславливает необходимость правильного подбора и обслуживания шин, а также знания определенных условий их контакта с почвой.
Большие передачи в режиме 4WD
Вождение на больших передачах с двумя включенными мостами необходимо на сложных, мягких или скользких участках. Не включайте два моста на асфальтовой дороге, кроме случаев, когда сцепление с дорогой слабое из-за льда, снега или слякоти, так как разница скоростей поверхностей передних и задних колес вызывает усиленное напряжение на трансмиссию и ненормальную нагрузку на шины. Передние колеса должны быть всегда отпущены перед включением режима двух мостов.
Большие передачи при включенном центральном дифференциале
На автомобилях с центральным дифференциалом вращающий момент постоянно передается на все четыре колеса. Включение центрального дифференциала, следовательно, создает условия, схожие с условиями движения автомобиля без центрального дифференциала при двух включенных мостах. Смотрите вышеуказанные рекомендации.
Малые передачи
Вождение на малых передачах, в режиме работающих двух мостов, необходимо на тяжелом бездорожье, когда есть необходимость маневрировать на малой скорости. Перед тем, как выехать на неизвестный сложный участок рекомендуется провести предварительный осмотр маршрута для обнаружения препятствий, определения маршрута и скрытых опасностей. Только опыт может помочь подобрать правильную передачу для каждой конкретной ситуации.
Двигатели с турбонаддувом
Подача топлива в двигатель под давлением, большим чем атмосферное, возможна благодаря энергии выхлопных газов, вращающей турбину воздушного компрессора. Турбонаддув особенно полезен в высокогорье, где он ограничивает снижение мощности, происходящей из-за разреженного воздуха. Турбонаддув работает на очень больших скоростях оборотов, между 1000 и 120 000 об./мин., и, следовательно, рекомендуется перед отключением двигателя дать ему поработать на нейтральной скорости около 10 секунд. При несоблюдении этой предосторожности турбина будет продолжать крутиться по инерции после отключения двигателя без подачи масла.
Однако, если включена слишком большая передача и двигатель будет глохнуть, то надо попробовать меньшую передачу. Хорошее правило безопасности - никогда не менять передачу, пересекая сложный участок поверхности. На малых передачах вращательный момент, подаваемый на колеса, очень высокий (некоторые подъемы преодолимы только на низких передачах) и нажатие на педаль газа может вызвать внезапную потерю зацепления. Потеря зацепления с грунтом или его снижение из-за излишнего вращательного момента колес происходит гораздо чаще, чем кажется. Действительно, тронуться с места на уклоне или скользкой поверхности, такой как лед или мокрая трава, иногда удается на более высоких передачах, когда это оказывается невозможно на первой и второй передаче.
Клиренс и углы атаки и отъезда
Перед тем,  как ехать по бездорожью, важно знать клиренс и максимальные углы атаки и отъезда вашего автомобиля. Знание того, как оценивать препятствия по отношению к этим параметрам, фактически является основой вождения по пересеченной местности.
На каменистой или очень твердой почве сильные удары о днище и механические части может вызвать резкую остановку автомобиля. Попытки преодоления таких препятствий рывком часто приводят к поломке машины. Следовательно, если возможно, необходимо избегать канав и подъемов со слишком крутыми углами и неподвижные препятствия. С другой стороны, на мягкой или рыхлой почве внедорожные машины в общем достаточно мощны, чтобы преодолеть последствия ошибок водителя, приводящих к контакту шасси и дифференциала с поверхностью.
Крутые уклоны
Крутые подъемы и спуски преодолеваются по линии максимального наклона, так как поперечное движение может привести к заносу, если передние колеса (менее нагруженные) потеряют сцепление. Для крутых подъемов на мягкой или рыхлой почве требуются большие передачи, в зависимости от ситуации. Если нет выступов, то можно попробовать резкий рывок.
Если подъем очень крутой, надо двигаться вперед медленно, для того чтобы колеса были постоянно в сцеплении с землей. В таких случаях резкое нажатие на газ приведет к увеличению скорости вращения колес, и колеса легко потеряют сцепление с землей. Легче удерживать сцепление с почвой на подъеме, отпуская педаль газа, как только скорость продвижения снижается из-за проскальзывания колес.
Если автомобиль не продвигается вперед на подъем при работающем двигателе, то для того, чтобы удержать сцепление колес, может быть полезно поворачивать налево и направо, чтобы найти участок лучшего сцепления колес с грунтом.
Не продолжайте, если это не дает результат, вместо этого:
- удерживайте автомобиль на месте ножным тормозом
- быстро переключитесь на заднюю скорость (на малую передачу)
- пусть автомобиль двигается назад, тормозите двигателем, а не ножным тормозом, это может заблокировать передние колеса и вызвать изменение направления движения.
Если двигатель заглох на крутом подъеме, то это значит, что сцепление с грунтом достаточное, а недостаточно крутящего момента на колесах, тогда:
- удерживайте автомобиль на месте ножным тормозом
- быстро переключитесь на заднюю скорость (на малую передачу) и отпустите педаль сцепления, а затем и ножной тормоз
- заведите двигатель при включенной передаче (не касаясь педалей) и дайте машине скатиться назад, тормозя только двигателем.
Повторите, если необходимо, подъем на более низкой передаче или более резким рывком.
Очень долгие, крутые подъемы всегда рискованны; при возникновении опасных ситуаций потребуется серьезный опыт и профессиональная реакция!
Перед крутым спуском остановите машину, затем двигайтесь на первой передаче, по линии наибольшего наклона, не касаясь тормоза. Торможения двигателем достаточно для того, чтобы контролировать машину.
Поперечный уклон
Поперечный уклон лучше пересекать, если у вас есть большой опыт, и при соблюдении следующих мер предосторожности:
- Грунт должен быть плотным и каждое колесо должно иметь адекватное зацепление с грунтом.
- Необходимо избегать риска соскальзывания задних колес в какие-либо углубления, так как это может привести к неожиданному увеличению угла поперечного наклона машины.
- Передние колеса не должны попадать на выступы или препятствия, так как это может привести к аналогичным проблемам (выступающие корни, камни...).
- Любой груз должен находиться на возможно более низком уровне и быть хорошо закреплен. Внезапные перемещения груза и пассажиров могут привести к экстремальной ситуации, опрокидыванию машины.
Пересечение канав
Канавы шириной, сравнимой с диаметром колеса, необходимо пересекать, умело подобрав угол пересечения. Правильно будет пересекать канаву так, чтобы только одно колесо пересекало ее, тогда как остальные оставались вне ее. Фронтальное пересечение, когда оба передних колеса находятся в канаве одновременно, чаще всего ведет к тому, что машина застревает.
Пересечение гребней
Гребни, сравнимые по высоте с высотой от поверхности земли до днища машины, пересекают под прямым углом так, чтобы колеса одной оси поднимались одновременно. Если заезжать под неправильным углом два диагональных колеса будут подниматься одновременно, что может остановить машину. В таких случаях обычно достаточно одному или более пассажирам передвинуться в поднявшуюся заднюю часть салона,  чтобы обеспечить сцепление задних колес с грунтом.
Движение вдоль канав
Движение вдоль глубоких, V-образных канав или стоков можно осуществлять, двигаясь колесами вдоль канавы по обоим ее склонам, во избежание поперечного наклона автомобиля. Однако перед тем, как поехать по дну канавы, надо убедиться, что впереди есть путь, и что возможно проехать назад.
Избегайте   таких   ситуаций,   когда   грунт настолько рыхлый и мягкий, что бока автомобиля могут сесть на склоны.
Колеи
На влажном грунте, проезжающие по одному и тому же месту машины постоянно углубляют колею; где было относительно легко проехать вначале, может быть трудно двигаться позже. Пытаться круто вырулить из колеи практически невозможно, так как машина продолжает ехать прямо вдоль колеи, даже при повернутых колесах. Такое движение может привести к резкому, внезапному повороту, когда передние колеса опять попадут в колею или когда они вывернут из колеи.
Брод
Производители устанавливают максимальную глубину движения для каждого типа машин. При превышении этих норм могут возникнуть различные проблемы (подсос воды в двигатель, размыкание зажигания, загрязнение масла, и т.д.)
Помните!
- На дне непроточного водоема может быть несколько сантиметров опасной грязи.
Всегда проверяйте состояние дна.
- Течение  воды  в  реках  и  ручьях  в  основном  предотвращает накопление грязи.
Давление потока на колеса и бока автомобиля стремится изменить его направление движения, при определенных условиях это может быть опасным.
При пересечении каменистого дна реки, даже когда уровень воды низок, силы потока может быть достаточно, чтобы столкнуть машину на более глубокое место.
Пересекайте брод на низких передачах, чтобы двигатель, работая на высоких оборотах, мог создать достаточное давление выхлопов в выхлопной трубе, если она погружена в воду.
В холодное время года, холодная вода может вызвать резкое, очень значительное охлаждение двигателя, и последующую потерю мощности и ненормальности в работе двигателя. Медленное и ровное продвижение снижает риск того, что вода достигнет критической отметки, и позволяет двигаться за волной, создаваемой машиной, где уровень ниже. Заезд в воду на большой скорости может нанести ущерб. Например, может деформироваться радиатор и задеть за вентилятор, при этом обе детали выйдут из строя. Предпочтительно избегать сложных бродов, если у вас недостаточно опыта и вас не сопровождает машина с лебедкой.
После переезда реки
Высушите тормоза, если необходимо, то двигаясь некоторое время с нажатым тормозом. Проверьте, не забился ли радиатор листьями и мусором. После глубокого брода убедитесь, что трансмиссионное масло не загрязнено водой. Загрязненное масло имеет молочный вид.
Грязь
В некоторых случаях удается нащупать твердый грунт под грязью, и при высоком клиренсе даже узкие шины могут обеспечить достаточную тягу. В некоторых случаях грязь такая глубокая, что машина может лечь на днище, а колеса не будут доставать до твердой поверхности. Если у вас нет специальных шин, можно приспустить давление в шинах. Необходимо иметь манометр и портативный насос, для восстановления первоначального давления в шинах. Снижение давления (приблизительно на 30%) снижает глубину погруженной части шин и улучшает зацепление. Ни при каких обстоятельствах нельзя снижать давление в шинах более чем на 50 % расчетного. В сложной ситуации может быть полезно, вместо безрезультатного вращения колес на одном месте, раскачиваться взад - вперед, постепенно увеличивая длину прохода, чтобы сделать успешный рывок.
Сухой песок
Любой, у кого есть такой опыт, знает, как много надо затрачивать энергии, в попытках остаться на ходу, и как мощность двигателя "съедается" песком. Если песок мягкий и машина не очень мощная, может быть необходимо двигаться на нижних передачах. Во всех случаях, если двигатель позволяет переключиться на более высокую передачу, надо постоянно давить на педаль газа. Есть специальные шины для песка, и при снижении давления на 50% они, как и остальные шины, существенно увеличивают зацепление. Ниже 50% давление снижать бессмысленно, так как зацепление увеличится незначительно, а нагрузка на структуру шины возрастет.
Если невозможно продвигаться вперед без пробуксовки, надо отъехать назад, до точки, с которой можно начать с большей скорости. Если машина встала неподвижно, надо приподнять ее, засыпать песок под колеса и, если надо, подкладывать доски.
Гораздо проще ездить по влажному песку, это особенно заметно утром. Вообще степень сложности продвижения зависит от природы песка, типа гранул, степени компактности и влажности. Последний фактор определяет трение разных видов песка.
Снег и лед
Вождение по снегу часто похоже на вождение по грязи, а два моста дают мобильность, которая легко приводит к превышению безопасной скорости. На льду надо помнить, что во время торможения машина с двумя ведущими мостами ведет себя как обычная. Фактически преимущество двух мостов не дополняется лучшим торможением (все машины имеют тормоза на всех колесах). Если этого не помнить, то можно переоценить возможности автомобиля на двух ведущих мостах.
Рекомендуется избегать использования тормозов, снижать скорость заранее и медленно переключать передачи.
На снегу, временное снижение давления (на 30%) также поможет увеличить поверхность сцепления и снизить глубину погружения, когда нет хорошего контакта с твердой поверхностью.
Эксплуатация шин на бездорожье (4X4)
Шина после прохождения контроля качества производителем и, правильно установленная специалистами из розничной торговли, все-таки еще периодически нуждается в нескольких минутах осмотра и некотором внимании для продолжительной и надежной работы.
Показатели мобильности, эффективности и надежности внедорожных автомобилей сильно зависят от правильности подбора и использования шин. Однако потребитель часто незнаком с различными ограничениями, которые выдерживает шина, и серьезными нагрузками, которым она противостоит.
Эффективность работы шин часто рассматривается как что-то неизменное, независимо от внешних обстоятельств или условий использования, и необходимым вниманием к шинам часто пренебрегают.  Далее приведены рекомендации, которые необходимо учитывать при езде на различных покрытиях.
Давление шин при движении по дороге
Шины всегда должны быть накачены до давления, указанного в инструкции производителя автомобиля. Если размер шин, установленных на машине отличается от рекомендованного производителем, то давление должно соответствовать рекомендации производителя шин к данным шинам и нагрузке согласно типу автомобиля.
Недостаточное давление - самый большой враг шины и вашей безопасности.
Недокаченные шины снижают производительность машины, это ведет к быстрому износу шин и, кроме того, генерирует излишнее тепло. В некоторых случаях это приводит к превышению "критической температуры", с последующим повреждением шины. Если автомобиль сильно перегружен предпочтительнее даже превысить рекомендуемое давление (на 0.2 бара).
-  Давление шин проверяется при холодных шинах, необходимо также проверить запасное колесо и колпачки вентилей.
- Проверяйте давление каждые две недели, всегда проверяйте после езды по бездорожью и перед длительной поездкой.
Давление шин при движении по бездорожью
Нельзя ездить по дороге на недокаченных шинах, особенно на большой скорости, хотя иногда требуется спускать давление на специфичных участках бездорожья.
- На сложных участках рельефа, где часто происходят удары, небольшой недостаток давления предпочтителен (приблизительно 10 %) для увеличения площади контакта и способности поглощать удары. В таких условиях даже слегка перекаченная шина может быть повреждена. Действительно корд шины, испытывающий и так сильное давление из-за внутреннего давления, теряет способность к эластичному растяжению и, следовательно, более чувствителен к ударам.
- На рыхлом грунте сильное заглубление шины создает эффект плуга и затрудняет движение вперед. Снижение давления и, следовательно, контактного давления на землю, снижает заглубление и увеличивает зацепление. Если используются радиальные шины, то чаще всего можно снизить давление приблизительно на 50% от рекомендуемого, и надо двигаться на малой скорости (15 - 20 км/час) и на небольшие расстояния.
- На песке снижение давления такого порядка приводит, как выяснено, к увеличению зацепления на 25 - 45%, в зависимости от типа шин.
Дальнейшее снижение давления не рекомендуется: ниже 50% рабочего давления дальнейшее увеличение зацепления незначительно, а риск повреждения шины сильно возрастает.
Предостережение: При движении по дороге необходимо довести давление в шине до нормального.
-  При движении по грязи и снегу не рекомендуется снижать давление больше чем на 30%. Опасность прокручивания шины по ободу увеличивается с увеличением силы зацепления грязи или снега - одна из причин такого ограничения. Очень равномерное, слабое и мягкое зацепление обычно характерно для песка, а грунт, покрытый грязью или снегом часто характеризируется неоднородностями плотности, твердости и зацепления. Следовательно, полезно попытаться достать до однородного грунта и зацепления с нижним слоем грунта для снижения контактного давления.
 Эффект старения
Несмотря на все меры, применяемые при производственном процессе, с течением времени любая резина страдает от действия атмосферных агентов (свет, кислород, озон). Химико-физические изменения первоначально проявляются в образовании трещин, увеличивающихся с течением времени. Если такое случилось, мы рекомендуем вам обратиться к представителям ООО «Гудиер Раша».
Проверка общего состояния шин
После любой поездки по бездорожью или перед началом поездки необходимо проводить визуальный осмотр шин (также с внутренней стороны). Шины необходимо менять, когда износ или повреждения (порезы, трещины, повреждения протектора, предполагаемые растяжения) могут снизить безопасность их использования. Безопасность шин зависит от широкого набора факторов, из которых глубина протектора не единственный и не главный.


Эта статья была опубликована 14 January 2008 г..
Число отзывов: 0