Можно ли предсказать неприятности на дороге?
 

Случается, увидев аварию, мы произносим: «Куда же он смотрел?!» Оказывается, мало смотреть, нужно ВИДЕТЬ! Сами того не желая, мы иногда оставляем без внимания признаки надвигающейся беды. Можно ли предугадать возможное возникновение критической ситуации?

Деревья

Казалось бы, какой вред может быть от деревьев? По дороге они не бегают, машины повреждают только в порядке самообороны. Но… Осенью с них осыпаются листья, а с каштанов еще и плоды. Выглядит это красиво, но сочетание дождя и листьев на асфальте приводит к резкому снижению коэффициента сцепления, а отсюда и до аварии недалеко. Порыв ветра, бросивший пешеходу в лицо несколько листьев, вполне может заставить его остановиться или резко изменить направление движения. Даже песик, пытающийся догнать летящий листок, вполне может стать причиной цепной аварии.

Проезжая часть дороги вблизи каштановой аллеи на некоторое время становится буквально усыпанной коричневыми шариками, которые очень быстро под колесами машин превращаются в желто-зеленую кашу, увеличивающую тормозной путь машин. Достаточно небольшого дождика, чтобы ее смазочные свойства значительно усилились.

Особая опасность — старые деревья. Случаи, когда они падают на машины, не так уж редки. Учитывайте это при выборе места стоянки, да и в движении будьте внимательны, при сильных порывах ветра посматривайте по сторонам.

Люди

Пожилые люди, переходящие дорогу в самом неожиданном месте, вашу машину наверняка заметят слишком поздно, если заметят вообще. Стоит ли злиться? Человек может плохо видеть, плохо слышать, а пройти к пешеходному переходу лишних 50 метров может быть для него довольно сложной задачей. Поэтому принимайте меры предосторожности самостоятельно. Сигнал в этом случае — не помощник, скорее, наоборот. Испугавшись громкого звука, старый человек, как правило, бросается назад или замирает прямо на дороге. Поэтому сигналить можно только если он еще на тротуаре. Лучший выход — торможение. Со старыми людьми наиболее часто происходит так называемый «зеркальный эффект», когда водитель, пытающийся объехать человека, и человек, уклоняющийся от автомобиля, смещаются в одну и ту же сторону. Так происходит несколько раз, пока они, в конце концов, не встречаются в «точке контакта».

Не меньшая опасность — дети. Играющие у дороги, они немного похожи на известное существо с гранатой… Тихоходные грузовики они замечают и побаиваются их, а вот быстро едущие легковые автомобили кажутся им не такими уж опасными. Сигнал к экстренному торможению — появление мяча на проезжей части. Чрезвычайно опасны районы школ, спортивных площадок и другие места скопления детей. Несколько подростков возле проезжей части долго ожидать разрыва в потоке машин не будут, попытаются перебежать. Зимой опасность подстерегает у выездов из дворов, особенно если двор выше проезжей части. В любом случае учитывайте, что дети, если они чем-то увлечены, на все остальное не обращают внимания. Как правило, если дети бегут через дорогу, они уже не останавливаются и назад не поворачивают.

Не стоит забывать и о нетрезвых пешеходах. До сих пор с содроганием вспоминается случай, когда мерно покачивающийся на тротуаре мужчина вдруг кулем упал на проезжую часть прямо перед машиной. Спасла его от смерти только неплохая реакция водителя и привычка в первую очередь использовать руль, а уж затем тормоза. Каково же было удивление, когда, остановившись, водитель с дрожащими руками подошел к телу на асфальте и увидел безмятежно спящего человека, а в метре от него следы бокового скольжения колес!

Сигналом «внимание!» должен быть и голосующий на обочине человек. Вполне вероятно, что водитель «копейки» в левом ряду может резко свернуть вправо в надежде улучшить свое благосостояние. Аналогичной может быть и реакция таксиста, хотя в наше время это уже редкость.

Водители

О женщинах за рулем сложено много анекдотов. И зря. Ездить по-хамски они в большинстве своем не умеют, правила нарушают гораздо реже мужчин и, в общем-то, ездят не так опасно для окружающих, как мужчины, за исключением очень молодых особ на дорогих иномарках. Единственное, что может привести к неприятностям, это неправильная, с точки зрения мужчины, реакция на происходящее на дороге. Женщина может быстрее испугаться, может резко затормозить, пожалев собачку, может раздражать вас слишком «правильным» поведением на дороге. Проблема — поведение женщины в критических ситуациях. В этом случае что-либо предсказывать — все равно что беседовать с генератором случайных чисел. Вывод: уберегите женщину от критической ситуации, подстрахуйте немного, и сбережете себе нервы.

Потенциальный источник опасности — иногородние машины, и не потому, что их водители не умеют ездить. Просто человек, попавший в незнакомый город, поневоле отвлекается на то, чтобы сориентироваться, может резко затормозить, пропустив нужный поворот. Может быть, что он просто не привык к такому стилю вождения. Поэтому проще для хозяев города помочь такому человеку хотя бы отсутствием сигналов и красноречивых жестов.

Часто в сложную ситуацию попадают гости Киева, особенно если случайно оказываются в центре города в час «пик». Даже для привычного человека это стрессовая ситуация, а что говорить о тех, кто привык ездить по улицам, где поток в два ряда — уже ЧП?

В этом смысле автор всегда с благодарностью вспоминает водителей Таллинна, Риги, Каунаса и других городов Прибалтики, которые притормаживали поток в три ряда машин, чтобы сделать окошко и дать возможность повернуть налево, двигаясь по второму ряду, притормаживали, чтобы дать возможность объехать стоящий автобус, да и делали все, чтобы облегчить жизнь гостю.

С другой стороны, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Как показывает опыт, в Киеве ездят не так, как в Одессе, а в Одессе — не так как в Полтаве или Черкассах. К тому же замысловатые пируэты, которые выписывают на дороге местные жители, могут быть вызваны не лихачеством, а тем, что они просто знают, где расположены самые большие ямы. Поэтому принимайте условия игры.

Обратите внимание на «гонщиков». Человек, который мечется из ряда в ряд, пытается влезть в любую щель — это потенциальный источник опасности. Лучше пропустите его. Умнее он уже не станет, а ваша машина будет целее.

Особое внимание — армейским автомобилям. Поверьте на слово, в армии одинаково опасны и взрывчатые вещества, и водители. Вчерашние мальчишки, только получив удостоверение и не проехав толком и тысячи километров, оказываются за рулем тяжелых грузовиков или быстроходных легковушек. В лучшем случае некоторые из них ездили на машинах родителей. Ожидать от них классически правильной реакции на события на дороге не приходится. Поэтому вспомните старую поговорку: «Таксист опасен впереди, женщина — сзади, а военный водитель — с любой стороны!» и держитесь от них подальше. Многие из них, кстати, нарушают правила не по своей воле, а благодаря своим пассажирам, особенно высокопоставленным.

Ну а водители маршрутных микроавтобусов опасны в любом городе. Их поведение в районах остановок прогнозу поддается с трудом. Они могут остановиться во втором ряду, трогаясь, резко перестроиться в левый ряд. Водители маршрутных троллейбусов и автобусов, как правило, активно пользуются своим правом преимущественного проезда, отъезжая от остановки. При этом они иногда даже не утруждают себя заглянуть в зеркало заднего вида. Ведь их машины большие и твердые.

Дорога

Опасной может стать не сама дорога, а то, что с ней делают наши коммунальные службы. Если в столице дорогами сейчас действительно стали заниматься, то за ее пределами все несколько иначе.

Самая большая опасность на дороге — ремонт теплотрассы или канализации без выставления необходимых предупреждающих знаков (редко, но бывает).

Как правило, все ремонты начинаются ближе к зиме (может, им зимой платят больше?), поэтому даже если есть знаки и ограждения, нужно учесть, что потоки воды и грязи могут потечь за ограждение, и на морозе превратиться в каток.

Опасный признак — клубы пара, поднимающиеся от земли. Порывы теплотрассы могут привести к появлению промоин, в которые проваливаются автомобили целиком (такие случаи были!).

Следующая особенность — открытые или просто отсутствующие крышки люков. Их могут забыть закрыть дорожники, могут украсть, чтобы сдать в металлолом, да и мало ли кому они могут понадобиться! Поэтому, если вдруг впереди идущая машина резко маневрирует или тормозит, не спешите ругаться и будьте готовы повторить поведение ее водителя. Кстати, любые такие действия водителя впереди идущей машины, даже если вы не видите причины, должны заставить вас снизить скорость до прояснения ситуации.

С началом зимы самыми опасными по праву считают первые два-три дня с момента выпадения первого снега. Причин здесь несколько. Это и психологическая неуверенность, и изменившееся поведение машины, разные возможности разных автомобилей, и дорожники, которые, как правило, начинают убирать снег уже после того, как появятся первые пробки и первые аварии. Лучше всего в эти дни обойтись без машины.

Привычки

Опасны не столько привычки, сколько несоответствие их конкретным условиям или конкретному автомобилю.

Например, вы водитель-ас, владеющий навыками езды в экстремальных режимах, хотя бы в управляемом заносе. Для вас все нормально, вы скользите в повороте, полностью контролируя свою машину. Беда в том, что окружающие этого не знают. Кто-нибудь из неопытных водителей вполне может отреагировать на такую езду как на вышедшую из-под контроля машину, и уйти от кажущегося столкновения на обочину или в кювет. Именно такой оказалась реакция водителя встречного «Запорожца» на «Жигули», водитель которых решил немного «помести хвостом» в городе.

Учитывайте также, что вы умеете делать именно на этой машине. В свое время автор решил, что на серийной машине можно себя вести так же, как и на спортивной. Не тут-то было! Вместо классически правильного скольжения с трудом удалось вообще удержать машину на дороге. К счастью, все обошлось, но с тех пор действует правило: в обычной езде можно ездить и быстро, но обязательно так, чтобы тебя понимали, и с использованием тех приемов вождения, которые отработаны именно на этой машине. Кстати, учиться всем этим способам езды нужно не на Крещатике, а на закрытой площадке под руководством опытного инструктора и, крайне желательно, хоть и жалко, на своей машине.

Иногда привычка может сыграть злую шутку в совершенно безобидной ситуации. Например, вы столичный водитель, привыкший ездить в сумасшедшем темпе. Приехав в небольшой городок, где всего несколько светофоров, вы, по привычке, уже на желтый свет трогаетесь и… въезжаете в багажник стоящей впереди машины, потому что местные жители на зеленый свет только начинают включать передачу.

Следующий совет может показаться кому-то странным. По любому маршруту, в любом месте ехать нужно так, как будто вы здесь никогда не были. Очень многие аварии происходят в таких местах, где произойти ничего в принципе не может. Несколько лет назад автор в закрытом городке, поворачивая направо со скоростью 5-7 км/час и высматривая «гонщика» с левой стороны, откуда они обычно выезжали, столкнулся с «гонщиком», который ехал с правой стороны, и на дороге шириной 8 метров решил по левой стороне объехать ямку.

В другой раз, резко затормозив перед выбежавшими из-за автобуса пешеходами и повернувшись в их сторону, чтобы поделиться с нарушителями впечатлениями, водитель не заметил знака «Уступите дорогу» перед перекрестком, которым заканчивалась главная дорога длиной более 2 км. От столкновения спасла только хорошая реакция и какое-то внутреннее чутье.

Прежде чем трогаться с места после стоянки во дворе, обойдите и осмотрите машину. Вполне может оказаться, что играющие великовозрастные балбесы прицепили к вашей машине что-нибудь или привязали ее к ближайшему забору. За машиной могут прятаться дети, под машиной может сидеть любимая кошечка вашей симпатичной соседки. В конце концов, ваша соседка-старушка может поставить на крышку багажника тазик с бельем. Поэтому не пожалейте пару минут времени, а заодно и двигатель немного прогреется.

Прочитав статью, кое-кто может подумать: «Он на дороге собственной тени боится!». Поверьте, это не совсем так. Просто за 22 года стажа как водителя, так и человека, отвечающего за многих водителей, была возможность учиться не только на своих ошибках. Может, всем вместе попробовать ездить по возможности безопасно, а вдруг понравится?


autoua.net

Эта статья была опубликована 14 January 2008 г..
Число отзывов: 0