Люки
 

Вот и наступает долгожданная весна, листики и травка зеленеют, птички поют, припекает солнышко — рука сама тянется к клавише управления стеклоподъемником. Открываем. Еще. Еще. Подъемник взвизгивает, все — полностью. Но достаточного притока свежего воздуха по-прежнему нет, а проезжающие рядом грузовики так и норовят «забросить» в салон через окно очередную порцию дорожной пыли и обдать черным выхлопом. Интересно, кто придумал выводить трубы этих чадящих махин в окна легковушек? Установить кондиционер? О, слишком дорого! А альтернативных вариантов нет?

Ответ на этот вопрос был дан еще в начале 30-х годов. Тогда крупнейшие немецкие автозаводы стали оборудовать свои машины люками с тканевой крышей. Их изготовлением занимались исключительно независимые производители, поставляющие свою продукцию на конвейеры автозаводов и на рынок дополнительного оборудования. Теперь каждый, кого больше не устраивала приобретенная когда-то машина с «глухим» потолком, мог за умеренную плату обзавестись сдвижной крышей, доступной ранее только владельцам новых шикарных авто.

НАЧАЛО

Послевоенная Европа нуждалась в экономичном, маленьком и дешевом автомобиле, о комфорте мечтать не приходилось. Но от идеи установки люков не отказались и тогда. Вспомним хотя бы знаменитую BMW Isetta с огромным отверстием в крыше, задрапированным тканью.
Через некоторое время автомобили вернули себе комфорт и размеры. Вслед за этим появились стальные люки, сдвигавшиеся под обшивку и составлявшие в закрытом положении часть крыши.
В начале 70-х мир начали завоевывать стеклянные люки. Сегодня с конвейеров автозаводов сходят автомобили, оснащенные самыми разнообразными и необычными «накрышными» системами: стальными и стеклянными крышами — жалюзи, панорамными, «спойлерными», крышами с солнечными батареями и пр. Но именно стеклянные люки в настоящее время доминируют как при конвейерной установке (например, фирма «Ауди» последние 5 лет оснащает свои автомобили только такими моделями), так и на рынке дополнительного оборудования.
Стекло – материал сегодняшнего дня. В ближайшем будущем его заменит более технологичный поликарбонат. Он не уступает стеклу по прозрачности, обладает большей прочностью и может выдержать высокие нагрузки. Ну и последний аргумент в пользу поликарбоната – он легче стекла. Люки из такого материала уже можно встретить на некоторых моделях европейских автомобилей.

В ПОГОНЕ ЗА КОМФОРТОМ

Итак, что же дает автовладельцу люк в крыше его автомобиля (сразу оговоримся – качественно изготовленный и установленный)?
Экзотические случаи, как то охотников, стреляющих дичь из передвижного укрытия, и фотографов, предпочитающих необычные ракурсы съемки, в расчет не принимаем.
Во-первых, люк сразу же выделяет машину из множества одинаковых, что особенно актуально для массовых автомобилей среднего и малого классов. Причем достигается это незначительными затратами. Но кроме «внешних отличительных признаков» люк несет и функциональные возможности. Он обеспечивает хорошую вентиляцию, и при этом салон не просто охлаждается — в нем усиливается циркуляция воздуха, что помогает избежать «кислородного голодания» и накопления в салоне опасных оксидов углерода.
Как показывают исследования, проведенные университетом Сиены (Италия), даже качественный автокондиционер в жаркую погоду не справляется с этой задачей один, и система «люк – кондиционер» намного эффективнее. О том же свидетельствуют и растущие в последнее время объемы продаж автомобилей с люками на европейском и североамериканском рынках после некоторого спада, обусловленного массовым распространением автомобильных кондиционеров. Если сравнивать люки с кондиционерами, то безусловное преимущество первых – относительно низкая цена, быстрота установки, так как конструкция люка, даже с электроприводом крышки, предельно проста.
Кондиционер более функционален, но значительно сложнее и дороже в обслуживании, про установку и говорить не стоит, если автомобиль не оборудован им на заводе, лучше его вообще не ставить.

ПОДСЧИТАЕМ ПЛЮСЫ

Между тем оптимальный микроклимат внутри автомобиля – вопрос не только комфорта, но и безопасности. В душном салоне у водителя ухудшается реакция и ослабевает внимание. Помимо этого люк способен повысить информативность, часто через стеклянную крышку видны светофоры и дорожные знаки. То, что он находится выше уровня опущенных стекол, позволяет снизить риск попадания в салон грязи, пыли или выхлопных газов. А значит, салон дольше останется чистым, и при этом будет хорошо проветриваться, что особенно актуально для автомобилистов-курильщиков.
На стоянке в жаркий день приоткрытый люк поможет удалить из салона нагретый солнцем воздух – ведь он соберется именно под крышей и через щель люка уйдет на улицу.
Стекло в крыше служит дополнительным источником света, особенно в сумерки. Неудивительно, что основные покупатели люков на Западе – жители не южных стран, как можно было бы подумать, а «средней полосы» – Германии, США, Бенилюкса, Канады и даже Скандинавии. Они не так избалованы солнцем и ценят каждый лучик света мрачной осенью и зимой. Южане же избегают палящих солнечных лучей. И, чтобы уберечь пассажиров от вредного воздействия ультрафиолета, стеклянные крышки всех современных люков тонируют или покрывают растром – мелким точечным рисунком. В салоне машины, оборудованной таким люком, всегда будет царить мягкий, рассеенный свет.
Растрированное стекло дешевле, но хуже, чем тонированное, защищает от ультрафиолетового излучения. Люки ведущих фирм могут дополнительно оборудоваться жесткими (как правило, пластиковыми) съемными и выдвижными заслонками или специальными шторками. Последние приносят немалую пользу и зимой: воздушная прослойка между шторкой и стеклом, сохраняя тепло, препятствует осаждению на стекло конденсата и появлению наледи. Если ни шторок, ни заслонок нет, придется запастись темными очками, косынкой, шалью или кепкой.
Для снижения уровня шума все современные модели оснащаются высокотехнологичными обтекателями, отводящими воздушный поток. Поэтому никаких посторонних звуков при движении автомобиля, оборудованного люком, не возникает. Однако если открыть его полностью на высокой (более 130 км/ч) скорости, уровень шума несколько повысится. С другой стороны, на таких скоростях настежь люки открывают только истинные любители драйва, которых явно не смутят несколько лишних децибел.
И самое главное, даже закрытый люк со стеклянной крышкой визуально расширяет салон автомобиля и делает его светлее; а открытый в хорошую погоду — дарит незабываемое чувство свободы и простора.

А КАКИЕ ЕСТЬ МИНУСЫ?

При таком количестве плюсов, казалось бы, неизбежны и минусы. Однако можем вас обрадовать, от большинства недостатков своих предшественников современные модели избавились. Есть лишь одно «но» – это касается только люков, изготовленных крупными производителями и установленных квалифицированными специалистами. Приобретая дешевую продукцию, собранную в странах «третьего мира», а уж тем более, устанавливая ее в кустарных условиях, потребитель рискует нарваться на неприятности, если не во время монтажа, то в процессе эксплуатации.
Основная «фобия» потенциальных владельцев люков – возможность нарушения герметичности и прочности крыши автомобиля. Нужно сказать, что высокие технологии изготовления и контроля качества исключают возможность «внутренних» протечек (вся современная продукция поставляется в виде единых, полностью собранных и проверенных блоков). Каждая новая модель, разработанная европейскими производителями, подвергается монтажным и прочностным испытаниям. Люки проверяют на герметичность (в дождевой и климатической камере) и плавность открытия, имитируя несколько тысяч циклов «открытие-закрытие» и пробег автомобилем нескольких десятков тысяч километров. Образцы, успешно показавшие себя в процессе тестов, получают разрешение (или допуск) транспортной службы соответствующей страны.

ЖЕСКОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО!

Теперь поговорим о влиянии установки люка на жесткость крыши и кузова в целом. Жесткость люка определяется в первую очередь прочностью его рамки. Рамка состоит из двух частей – наружной и внутренней, которые крепятся к кромкам крыши посредством винтового соединения. Современные модели имеют стальную или – более легкую, но дорогую – алюминиевую рамку. При этом «крылатый металл» по жесткости не уступает стали, что нельзя сказать о пластиковых рамках дешевых люков. От перепадов температуры, которыми славится наш климат, пластик может деформироваться и соединение потеряет герметичность.
Иногда (примерно в 20% случаев) оптимальному расположению люка на крыше мешает усилитель, который приходится удалять. Это практически не сказывается на жесткости крыши. Кажется парадоксальным, но правильно установленный люк зачастую не уменьшает, а увеличивает жесткость крыши автомобиля, рамка работает как «стягивающий» элемент.
Многих беспокоит также возможность теплопотерь через люк. За доказательствами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить курс школьной физики и, в частности, понятие теплопроводности, у стекла порядка 0,81 Вт/м К, у стали 48—58 Вт/м К. Очевидно, что речь может идти лишь о сквозняке через щели, образовавшиеся вследствие неправильной установки и/или эксплуатации.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БЕЗОПАСНОСТИ

Большинство люков с электроприводом оснащаются крепким замком, который автоматически защелкивается при постановке автомобиля на сигнализацию (охранные системы и электронные блоки управления люками обычно работают согласованно). Модели с «механикой» тоже обладают достаточно прочными запирающими устройствами. Крышки некоторых люков сделаны из ударопрочного триплекса с керамической сеткой, разбить который очень трудно. Упавшему с большой высоты кирпичу они, возможно, противостоять не смогут, но от града, даже сильного, защитят.
Грабители очень редко используют люк для проникновения в автомобиль, так как справиться со штатным ветровым или боковым стеклом гораздо проще.

ВИДЫ ЛЮКОВ
На рынке представлены следующие виды дополнительного оборудования:
• Складные крыши.
• Встраиваемые сдвижные.
• Подъемные стеклянные.
• Сдвижные стеклянные.

Начнем с эксклюзивных (во всяком случае, на российском рынке) моделей.

Складные крыши изготавливаются из особо прочного искусственного волокна, устойчивого к воздействиям влаги, ветра, моющих средств и механическим воздействиям. Материал натянут на прочную раму из алюминиевых распорок, что гарантирует сохранение формы при любой скорости. Открываются такие крыши, как правило, электромотором и имеют полный набор опций, характерных для сдвижных люков (о них ниже).
Огромный размер (примерно 60х60 см) практически превращает машину в кабриолет, а возможность выбрать любую окраску крыши дает прекрасную возможность выделить обычный автомобиль из общей массы еще и оригинальным сочетанием цветов.
В Европе такие устанавливают на автомобили гольф-класса, а также на небольшие минивэны. Российские охотники иногда оснащают ими «Нивы».
Встраиваемые сдвижные люки – убираются в пространство между крышей и обшивкой потолка. Крышка может быть стеклянной или металлической. Это фактически те же люки, что устанавливают на конвейерах автозаводов.
Главная особенность складных крыш и встраиваемых сдвижных люков – это высокая цена комплекта и установки. Процесс монтажа занимает около двух дней, при этом полностью меняется обшивка потолка автомобиля.
Поэтому самыми массовыми являются подъемные и сдвижные люки со стеклянными крышками.
У первых задний край стекла поднимается вверх с помощью трех-, четырехпозиционного рычага или поворотной ручки, вращающей винтовой механизм с маховиком. Максимальная высота подъема некоторых моделей превышает 100 мм, но очень важно, чтобы они имели промежуточные положения, так как полностью открытый люк создает на больших скоростях сильные сквозняки в салоне машины. Стекло, как правило, выполняется съемным, и путем нехитрых манипуляций его можно демонтировать и обрести «чистое небо над головой».
Хорошо если модель будет иметь малые габариты, это позволит установить ее на автомобиль со сложным строением крыши, а в процессе монтажа не придется удалять усилители. В среднем специалисты тратят на установку данного вида люков полтора-два часа.
У сдвижного люка при открытии сначала поднимается задняя часть крышки, а затем стекло сдвигается на роликах по специальным направляющим — салазкам, закрепленным в рамке. При быстрой езде по неровным дорогам с полностью открытой крышкой, сдвижной механизм подвергается сильным динамическим нагрузкам, поэтому со временем может выйти из строя.
Привод сдвижного люка может быть механическим или электрическим. В «механике» от крышки к приводу идет несколько тросиков – тяг, сдвигающих и задвигающих стекло. Такой привод дешевле, надежнее и компактнее, но стремительно теряет популярность, так как отводить назад тяжелую крышку долго и неудобно, а отвлекаться на это во время движения еще и небезопасно. Большим спросом пользуются люки с электроприводом. Чтобы поднять или опустить крышку, нужно просто нажать кнопку, и компактный электродвигатель, питающийся от бортовой сети автомобиля, выполнит поставленную задачу. Современные модели оснащаются системой one touch («в одно касание»), т.е. при кратковременном нажатии на соответствующую кнопку люк откроется/закроется полностью.
Если потребуется слегка приоткрыть или прикрыть крышку, кнопку надо нажимать, пока стекло не достигнет нужного положения. У некоторых моделей существует возможность программирования одного-двух промежуточных фиксированных положений. Иногда люки с электроприводом оснащаются системой автоматического закрытия после отключения зажигания, а также системой безопасности.
Принцип действия последней заключается в следующем: если закрывающаяся крышка наткнется на какое-либо препятствие, то электродвигатель сразу же остановится. Существуют образцы, управляемые микропроцессором с вынесенной панелью управления, размещаемой обычно над лобовым стеклом. Есть возможность установки дополнительных панелей, например, для пассажиров задних сидений.
Монтаж механических сдвижных люков немного сложнее, чем подъемных, так как иногда приходится удалять усилительные ребра, скрытые под обивкой потолка. Длительность (и стоимость) установки варианта с электроприводом зависит от модели автомобиля, «сложности» крыши, размещения пультов, проводки и количества дополнительных опций. Средняя продолжительность работ 2—2,5 часа, стоимость услуг везде разная.
Как подъемные, так и сдвижные люки поставляются с разными вариантами внутренней отделки – от простой пластиковой крышки до высококачественной тканевой обивки, хорошо стыкующейся с отделкой салона автомобиля.

ВЫБОР

Итак, пройдемся по моментам, которые надо учитывать при выборе люка. Прежде всего — не экономьте! Как бы ни была дорога установка «второй крыши» (тем более что для простых моделей она в среднем занимает от 2 до 5 часов и стоит около $50), пользуйтесь услугами специализированных мастерских. К тому же, обращаясь в солидные компании, вы получаете гарантию. Самостоятельный монтаж может ослабить жесткость крыши, привести к неравномерным вибрационным и механическим нагрузкам, что чревато нарушением целостности сварных швов. Последствия такой «самодеятельности» порой плачевны.
При покупке нужно точно назвать продавцу марку и модификацию кузова вашего автомобиля, дабы определить, какие модели люков выбранного вами типа подойдут для него. Потребуйте показать вам документацию, подтверждающую возможность установки приглянувшейся модели на вашу машину.
В некоторых автомобилях потолок низкий, и, если хозяин высокого роста, те 3—4 см, на которые из-за люка «опустится» крыша, могут стать критическими – здесь нужно очень тщательно подбирать и сам люк, и варианты внутренней отделки. Нужно также учитывать, что кривизна люка может оказаться меньше кривизны крыши в месте, подходящем для его установки, и он будет визуально ее «прямить». Проблему может создать силовой элемент дуги безопасности, находящийся под декоративным покрытием крыши салона.
Кроме того, некоторые люки рассчитаны на толстую обивку потолка (для иномарок). Если такой люк установить на «Жигули», он не сможет обеспечить достаточный прижим, а следовательно, и герметичность.
Далее придется выбирать то, что понравится, из моделей, подходящих по техническим характеристикам. Основной критерий при этом – «цена-качество». Признанными «грандами» считаются немецкие и голландские производители, неплохими – французские, английские, итальянские. Еще с советских времен нашим автомобилистам знакомы люки венгерского, польского и литовского производства. Они отличаются низкой ценой и соответствующим ей качеством. В настоящее время разворачивается производство люков в России (город Владимир).
Показатели качества люка — даже если название производителя не на слуху – большой ассортимент дополнительного оборудования, качественное стекло (гарантия на него), и внутренняя отделка. Стоит уделить внимание окантовке люка и посмотреть, насколько далеко она ложится на крышу автомобиля. Минимальная ширина здесь 8—10 мм, оптимальная – 15—20 мм: такой размер окантовки обеспечит достаточную герметичность, кроме того, «сгладит» неровные края установочного отверстия. Как мы уже говорили выше, рамка должна быть металлической и обладать достаточной жесткостью. Не стоит думать, что окантовка люка принимает форму крыши. Наоборот, за счет большой жесткости фланца, крыша как бы подтягивается к нему. Таким образом, чем жестче рамка, тем жестче вся конструкция. Мягкая и узкая рамка из пластика не обеспечит плотного прилегания люка к крыше, а, деформируясь, будет воздействовать на стекло, что может привести к появлению трещин.
Распрощавшись с «глухим потолком», лучше все же сохранить вырезанную часть крыши. Много места в гараже она не займет, а в случае неприятностей со стеклом пригодится в качестве временной заплатки. Принимая готовую машину, обратите внимание на плотность подгонки материала потолка к уплотняющей рамке. Обивка должна лежать ровно, не провисать и не иметь пузырей. Покинув установщика, обязательно поставьте машину с «обновкой» в портальную или туннельную автоматическую мойку минут на десять-пятнадцать. Этого вполне достаточно, чтобы убедиться в герметичности соединений и самого люка. Если протечет — возвращайтесь к установщику.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

В процессе эксплуатации рекомендуется открывать люк как можно чаще. Его длительное пребывание в закрытом состоянии может привести к растрескиванию резинки уплотнителя, и как следствие — к потере герметичности. Эксплуатация в холодное время года – главная проблема, так как при низких температурах уменьшается эластичность уплотнителя. Поэтому перед наступлением зимы невредно провести профилактику — обработать поверхность тальком. Кроме того, раз в три месяца рекомендуется обрабатывать его глицерином, это позволит дольше сохранять полезные свойства.
Открывать люки в зимнее время, в принципе, не рекомендуется. Особенно это касается сдвижных люков с мягкой обшивкой. Так как материал обшивки теряет эластичность, их ни в коем случае нельзя открывать при температуре ниже 10 градусов Цельсия. Помимо этого существует вероятность попадания в механизм привода конденсата, что при низких температурах может привести к его заклиниванию.



Эта статья была опубликована 14 January 2008 г..
Число отзывов: 0