Краткий курс безаварийного вождения
 

Вот ездишь себе спокойно, соблюдаешь ПДД, с улыбкой взираешь на ДПС. А тут раз — и ДТП. И хотя у всех теперь ОСАГО, с другой стороны — мало ли что там ГИБДД в своих КоАП увидит, может, еще и ты виноват останешься. Так что без аварий определенно лучше обойтись. Ознакомься лучше с нашим ККБВ — Кратким курсом безаварийного вождения.

Конечно, прочитав следующие несколько страниц, ты не станешь в одночасье водителем-асом - для этого не помешает пройти серьезные практические курсы и посидеть за рулем лет 10-15. Но практика всегда начинается с теории. Закрепить пройденное можешь самостоятельно, на автодроме. Там можно до посинения отрабатывать импульсное торможение, контролируемый занос и экстренное включение дворников. А пока сделай автору приятно - ознакомься с подборкой советов от инструкторов безаварийного вождения.

Правильная посадка
Сама по себе привычка вальяжно разваливаться в водительском кресле или горой нависать над рулевым колесом не может стать причиной аварии. Но в критической ситуации неправильная посадка крадет драгоценные секунды, из-за чего ты можешь опоздать со своевременным торможением или маневром. Кроме того, правильная поза за рулем позволяет дольше бороться с усталостью в дальних поездках или при прозябании в пробках.

  1. Сиденье должно быть отодвинуто настолько, чтобы твоя левая нога, выжимая педаль сцепления до упора, находилась в чуть согнутом состоянии. Если машина оснащена АКПП (а в таких педаль сцепления отсутствует), просто упрись ногой в пол там, где эта педаль могла бы находиться.
  2. Спинку сиденья отрегулируй так, чтобы к ней плотно прижимались спина и лопатки.
  3. Подголовник по высоте должен доходить до уровня затылка.
  4. Если представить руль в форме циферблата часов, то твои руки должны лежать в районе отметок "2" и "10". Наклон рулевой колонки надо отрегулировать так, чтобы кисти не были намного выше локтей.
  5. Ремень безопасности должен быть пристегнут. Это правило не обсуждается и не комментируется.

! Переключив передачу, старайся сразу же возвращать правую руку на руль.
! Не прижимайся головой к подголовнику - он создан не для опоры, а чтобы защитить твою шею от перелома при резком ударе.

Быстрый разгон
Это только кажется, что в экстренных ситуациях главное - вовремя затормозить. Так происходит лишь до тех пор, пока не возникает необходимость срочно разминуться со стремительным лосем, быком или быстро выехать со второстепенной дороги на главную, не помешав другим участникам движения.

  1. Трогание и резкое ускорение на сухой дороге не отличаются особыми премудростями. Тебе нужно лишь резко сбросить педаль сцепления в тот момент, когда двигатель раскручен до оборотов, соответствующих максимальному крутящему моменту (это значение ты можешь посмотреть в технических характеристиках твоей машины, как правило, оно составляет 3500-4000 об/мин). После таких действий машина, эффектно пробуксовав, срывается с места. С АКПП, конечно, такие фокусы не проходят - просто переключи ее в "спортивный" режим.
  2. На скользкой дороге, наоборот, пробуксовка - твой враг №1, из-за которого ты можешь потерять драгоценные секунды, а то и вообще не тронуться с места. Чтобы избежать ее, попробуй очень-очень медленно отпускать педаль сцепления или трогаться со второй, а то и с третьей передачи. В машинах с АКПП неплохо помогает трогание со слегка зажатым ручным тормозом. Ну а на подавляющем большинстве современных автомобилей устанавливается антипробуксовочная система, наличие которой, в принципе, позволяет тебе вообще не читать этот раздел.

Вождение в темное время суток
На ночных дорогах тебя преследуют три группы опасностей.

  1. Резкое снижение видимости и, соответственно, возможности контролировать дорожную ситуацию. Если есть такая возможность, не поскупись на ксеноновые фары - они светят значительно лучше обычных галогенок. Впрочем, показатели последних можно значительно улучшить, всего лишь помыв их и очистив от налипшей мошкары. То же самое стоит делать и с лобовым стеклом.
  2. Возможность ослепления. Забывчивых любителей иллюминации на дорогах пруд пруди, а фары каких-нибудь тягачей или внедорожников и с ближним светом далеко не сахар, так как расположены они достаточно высоко. Чтобы избежать ослепления дальним светом, при сближении со встречными закрывай один глаз или начинай косить в сторону обочины. Кстати, как следует "засветить" может и приблизившийся сзади автомобиль, поэтому зеркало заднего вида стоит перевести в специальное положение для ночной езды. А сам не забывай переключаться на ближний, настигая какого-нибудь тихохода.
  3. Чтобы тебя не постиг кошмар всех дальнобойщиков - сон за рулем, никогда не ужинай плотно перед дальней ночной поездкой. Возьми с собой что-нибудь кофеинсодержащее, хотя бы бутылку колы. Если в машине есть пассажир, очень желательно, чтобы он воздерживался от пения колыбельных, да и сам не спал или хотя бы делал это на заднем сиденье. Если ничего не помогает, используй несколько испытанных приемов: включи громкую и резкую музыку, слегка приоткрой окно, чтобы тебя обдувало сквозняком и сунь в рот жевательную резинку. Если и после этого организм будет упорно требовать своего, лучше к нему прислушаться. Кстати, зачастую 15-20 минут легкой дремоты вполне хватает, чтобы прийти в норму.

! 16 м составляет тормозной путь при экстренном торможении по относительно сухой дороге на скорости 60 км/ч. Еще столько же автомобиль проезжает за 1 секунду, которая обычно необходима для того, чтобы среагировать на ситуацию. Итого на полную остановку уходит примерно 32 м. Сравни эту цифру с расстоянием, освещаемым фарами ближнего света (около 30 м) - и получишь дополнительный стимул не перебарщивать со скоростью на ночных дорогах.

! Никогда и ни при каких обстоятельствах не разъезжай с включенными габаритами вместо фар ближнего света. Габариты - огни сугубо стояночные.


! Не включай в условиях хорошей видимости задние противотуманки. Этим ты делаешь незаметными свои стоп-сигналы.

Торможение
Побыстрее остановить машину - вполне естественная реакция любого водителя при угрозе аварии. Впрочем, иногда даже безобидная ситуация может стать аварийной именно из-за экстренного торможения.

  1. Основная угроза при этом исходит от заблокированных колес, из-за которых машина теряет сцепление с дорогой. Чтобы избежать этого, используют импульсное торможение - на педаль тормоза давят не постоянно, а прерывисто, давая колесам возможность разблокироваться. Правда, в последнее время на подавляющем большинстве машин прерывистым торможением вместо водителя занимается система ABS. Но, учитывая, что она может отказать, освоить этот прием не помешает.
  2. Если отказала не только ABS, но и собственно тормоза, помочь тебе сможет только ручной тормоз, а также способ, именуемый "использование естественных и искусственных препятствий". Проще говоря - притирайся к стенам, бордюрам, ограждениям, выезжай на траву или обочину. Хороши все средства кроме лобового столкновения. В принципе, у тебя есть все шансы сохранить здоровье и машину в состоянии "восстановлению подлежит".

! Перед любым торможением, особенно в потоке, имеет смысл бросить взгляд в зеркало заднего вида. У следующей сзади машины может оказаться тормозная система послабее или менее внимательный водитель. На этот случай не помешает сознательно удлинить свой тормозной путь.

! При торможении на неровной дороге перед препятствиями педаль тормоза лучше отпускать.


! Старайся вменить себе в привычку тормозить с включенным сцеплением. Выжимать соответствующую педаль стоит только на очень маленькой скорости, чтобы двигатель не заглох.

Вождение в дождь
Мокрая дорога неприятна по двум причинам. Во-первых, из-за неизбежного ухудшения видимости. Во-вторых, из-за значительной потери управляемости - дорога становится скользкой и проявляется так называемый "эффект аквапланирования".

  1. В вопросе обеспечения видимости в дождливую погоду человечество не изобрело ничего лучше обычных дворников. Эту деталь автомобиля стоит холить и лелеять не меньше, чем двигатель или подвеску. Езда с неработающими дворниками должна подсознательно приравниваться к езде без тормозов. Не забывай менять щетки по мере износа и регулярно их чистить. Чтобы сделать себя заметнее для других водителей, во время дождя имеет смысл включить ближний свет.
  2. Первые капли воды смешиваются с дорожной пылью и создают что-то вроде масляной пленки на поверхности дороги. Поэтому в первые несколько минут после начала дождя состояние дороги сравнимо с гололедом.
  3. Обильные осадки тоже не сулят ничего хорошего. Залитое водой дорожное покрытие создает возможность аквапланирования - появления под колесами пленки воды, от которой полностью теряется сцепление шин с дорогой. Автомобиль в таком случае становится неуправляемым. Такая ситуация по ощущениям водителя напоминает занос, с той лишь разницей, что в этом случае контакт с дорогой отсутствует практически полностью и никакие приемы, эффективные при заносе, не помогут. Единственное, что ты можешь сделать - дождаться окончания аквапланирования (к счастью, оно обычно длится недолго), после чего уже действовать по ситуации. Ну и не поскупись на хорошую резину - почти все современные изготовители шин придумали для своей продукции усовершенствования, снижающие эффект аквапланирования.

! В лужу, особенно глубокую, всегда следует въезжать с осторожностью. Грязная вода может скрывать под собой ямы, гвозди, а то и открытый канализационный люк. Кроме того, на большой скорости волна может залить двигатель.

! Влетая в лужу, старайся взяться за руль крепче. Почти наверняка от соприкосновения передних колес с водой машина попытается изменить направление движения.


! После проезда лужи имеет смысл слегка подсушить тормоза, легонько понажимав на соответствующую педаль.

Заносы
Они имеют прескверную привычку проявляться абсолютно неожиданно, хотя чаще всего возникают при резких поворотах на скользкой дороге. Занос - настоящий бич заднеприводных автомобилей, хотя и для переднего привода он не такая уж и редкость.

  1. Чтобы избежать заноса, не делай резких движений рулем и не злоупотребляй педалью газа. Старайся не ездить с выключенным сцеплением и двигайся преимущественно на повышенной передаче. На мощных, оборотистых заднеприводных машинах зимой вообще имеет смысл трогаться со второй передачи, включать третью тогда, когда ты летом включал вторую, и т.д. Также пытайся вести автомобиль так, чтобы разные колеса на большой скорости не оказывались на разных покрытиях (например, левые на асфальтной колее, а правые - в снежной каше сбоку).
  2. Управление передне- и заднеприводными автомобилями в заносе отличается. На переднем приводе обычно рекомендуют слегка добавить газа, после чего ведущие колеса как бы вытягивают машину вперед. Задний привод требует, как правило, сброса акселератора и поворота руля в сторону заноса, после чего автомобиль обычно выравнивается и находит сцепление с дорогой. Ни в том ни в другом случае не следует тормозить.

БЕЗАВАРИЙНАЯ СЛУЖБА

Взглянуть на технику безаварийного вождения с позиции профессионала нам помог Денис Вагин, шеф-инструктор школы водительского мастерства BMW (стаж обучения вождению - 10 лет).

- Существует ли какое-то универсальное и доступное всем правило, позволяющее избежать неприятностей на дорогах?
- Можно сказать, что существует, и оно совсем несложное. Ведь если упростить положение вещей, то практически в любой ситуации у вас всего два способа избежать неприятностей: объехать их потенциальный источник или вовремя снизить перед ним скорость до безопасной. Единственное, что нужно для того, чтобы своевременно использовать любой из этих способов - достаточная дистанция. Научившись ее правильно определять, выбирать и соблюдать, вы автоматически повышаете уровень безопасности своей езды до почти недосягаемых высот. Соответственно, нужно уметь и компенсировать недостаток дистанции, например, за счет лучшей видимости. Скажем, немножко сдвинуться в сторону так, чтобы видеть ситуацию перед впереди идущим транспортом и, возможно, даже реагировать на ее изменения быстрее, чем собственно водитель этого транспорта.

- Насколько реально соблюсти это правило в современных городских условиях?
- Более чем реально. Нужно лишь дать волю обыкновенному человеческому страху. Любой должен понимать, что нестись со скоростью 120 км/ч по МКАДу в паре метров от следующей машины - это не просто тактическая ошибка, это опасно для жизни.

- И что же делать, если я вслед за впереди едущим водителем торможу в пол и вижу, что не успеваю остановиться?
- Ну если уж вам не удалось добиться того, чтобы не тормозить в пол - хотя именно это я понимаю под по-настоящему безопасным вождением, - то прежде всего вам надо хорошо представлять, что творится справа и слева от вас. Вы должны в любую секунду очень хорошо понимать дорожную ситуацию вокруг себя.

- Говоря о системах - помощниках водителя… Какие из них вы бы порекомендовали приобрести обязательно, а на каких можно было бы и сэкономить?
- На самом-то деле они нужны все. И все очень хорошо помогают. Но если вопрос в деньгах, которые не позволяют взять все и сразу, то я бы расставил их по времени разработки и появления на рынке: самая важная - ABS, затем - антипробуксовочная система и система стабилизации.

- Если не секрет, сами вы когда-нибудь попадали в аварии?
- Врать не буду, попадал, хотя в последний раз - лет 10 назад. К слову, ущерба более чем на $100 от моих ДТП никогда не было.

На запах
Если верить британским ученым (что мы обычно стараемся делать), существует связь между запахом в салоне автомобиля и поведением водителя за рулем. Реакция людей на некоторые ароматы довольно-таки опасна и может повлечь аварийные ситуации. Изучи табличку перед визитом за освежителем воздуха.

Запах Реакция
Ромашка, жасмин, лаванда Расслабленность
Еда, свежий хлеб Раздражительность
Хвоя, трава Тоска
Кожа, машинное масло Кураж
Мята, корица Снижение раздражительности
Лимон, кофе, "запах новой машины" Концентрация внимания
Морской воздух Снятие стресса

Вне зоны действия
В четыре раза возрастает вероятность попасть в аварию, если ты во время вождения разговариваешь по мобильному телефону.
В два раза в среднем возрастает тормозной путь, если водитель в момент торможения разговаривал по мобильному телефону.
Согласно данным австралийских ученых, использование при разговоре по мобильному телефону систем hands-free не снижает вероятности попасть в ДТП.
В США число ДТП, произошедших по причине использования за рулем мобильных телефон, за последние пять лет превысило 300 000. В РФ подобная статистика пока не ведется.

ФАКТЫ:

208 000 ДТП произошло в России в 2004 г. Прирост по сравнению с 2003 г. более чем на 4500

34 500 человек в 2004 г. стали жертвами ДТП

2,5% от ВВП составляет ущерб, наносимый ДТП экономике России.

50% аварий происходят ночью, несмотря на то, что интенсивность движения в это время почти в 10 раз меньше

4% ДТП со смертельным исходом происходят в тот момент, когда водитель спит

2/3 ДТП вызваны нарушениями Правил дорожного движения со стороны водителей

1/6 ДТП произошли с водителями, имеющими стаж до двух лет

35% ДТП произошли в столицах республик, краевых и областных центров

Мокрое место
У меня бывает. Наверное, изношенность организма сказывается. В общем, бывают заскоки.
Утро после бурной ночи: часто вставал - проверял, выключен ли газ, нащупывал подружку, определял, какой частью света она ко мне лежит, включал свет и проверял, та ли это подружка, что я думаю и т.д. Ну и в туалет раз восемь вскакивал. Бурная, повторяю, ночь.

Измотался я, это факт - а надо с утра заскочить в ангары, проверить, как идет строительство яхты. То есть за город надо, к реке. На полпути не выдержал, заехал в модное место, рванул двойного кофе - и по крепости, и по объему. Когда выезжал на проезжую часть с прилегающей территории, чуть сдал назад - и какой-то мужик оказался сзади, с бидонами. Я удара не заметил, даже подумал, не было удара, извинился перед мужиком, назвав его козлом, и - к причалу.

И что-то на полдороге торкнуло меня. А вдруг удар был, вдруг он, мужик с бидоном там лежит, в луже крови и пива? И главное, наверняка мои номера запомнил.

Вернулся к модному месту. Мужика нет, но лужа есть. Вышел - вроде не кровь. Чуть успокоился. Когда задом сдавал, передним бампером зацепился за пенек, бампер на фиг оторвался, поворотник повис. В кафе одолжил канцелярский скотч, залепил. Не доезжая полдороги, пожалел, что тщательно не проверил состав лужи. Развернулся через две сплошные. Через 20 м стоял гаишник.

- С ума, - говорит, - вы спятили, уважаемый Николай Вячеславович? На этом участке дороги такие люди носятся, такие иномарки - мокрого места не останется на вашей-то колымаге. Штука с вас, в общем.

Вернулся к кафе. Лужи нет. Наверное, врачи "скорой" лужу вытерли - чтобы не травмировать прохожих.

Когда выезжал с прилегающей территории, смотрел в основном назад, во избежание новых жертв. Поэтому без труда соединился с новеньким "саабом". Легко так чиркнул заднее крыло.

Все последующие события стерли из памяти мужика с бидоном.
Строительство яхты на время пришлось отложить.

Мораль: с утра что-нибудь одно - либо двойной кофе по крепости, либо по объему.


menshealth.ru

Эта статья была опубликована 14 January 2008 г..
Число отзывов: 0